Историко-культурная экспертиза и ее предназначение
Содержание
В планировании хозяйственной и народной деятельности и промысла, руководители направлений часто забывают о культурной и исторической составляющей процесса любого хозяйственного дела. В результате такой деятельности могут пострадать или быть безвозвратно утерянными объекты культурно-исторического наследия (КИН). Охранять эти объекты призван закон. А экспертиза – это инструмент закона, нужный для сохранения наиважнейших общественных ценностей, к коим относятся объекты КИН.
Общие моменты в историко-культурной экспертизе
Как уже отмечалось Закон стоит на страже. Он защищает объекты исторического и культурного наследия как наиболее важную общественную ценность. ФЗ №73 от 25.06.02. предусматривает наличие экспертной оценки для определения статуса объекта.
ИКЭ проводится для вот таких случаев:
- Когда есть потребность отнести предмет в разряд объектов историко-культурного наследия;
- для определения категории объекта (федеральная/региональная);
- необходимо изменить категорию;
- необходимо исключить предмет из списка объектов КН;
- для придания объекту нового культурного статуса (например, объекта народов РФ или ВКН).
Не желания лишний раз писать об этом, но случаи по-прежнему повторяются, поэтому приходится напоминать, что несоблюдение закона об охране предмета, отнесенного к КИН влечет за собой суровые санкции государства. От штрафов, до тюремного заключения и конфискации предмета в пользу государства.
Следовательно, владелец недвижимости, до начала строительных работ, должен обращаться в федеральные органы, в ведомости которых находится данный объект КИН и получить письменное разрешение на изменение внешнего вида или перестройку.
Законом предусмотрено как отдельное требование, что между заказчиком и экспертом не должно быть родственных отношений, а также дружественных или каких-либо иных связей, которые могут повлиять на результаты экспертизы.
Оплата Историко-Культурной экспертизы
Законодательно установлено, что стоимость проведения ИКЭ оплачивает заказчик. Таким образом, заказчик принимает на себя все риски, связанные с затратами на экспертизу. В данном случае заказчик ничем не подстрахован, кроме собственного чутья и каких-то поверхностных знаний относительно справедливости принадлежности объекта. Могут спросить, а какие собственно объекты относятся к культурно-историческим? Имеющим статус КИН? В общем и целом, их можно отличить по следующим признакам: градостроительные ансамбли, отдельно стоящие постройки, скульптурные композиции, фасадные элементы, участки земли и т.п. Обязательное условие: эти объекты должны быть свидетелями исторически важных событий, участниками их, иметь способность отражать в себе культурно-исторический процесс. Не обязательно, чтобы такие памятники были на виду. Они могут скрываться в недрах земли или быть частично, или полностью погруженными в водную среду. При этом они должны хранить следы людской деятельности, в т.ч.и все движимые предметы, которые хранят следы таковой деятельности.
Объекты культурно-исторического статуса
В ряду таких объектов первыми считаются архитектурные ансамбли. Их классифицируют и определяют следующим образом: это достоверно локализируемые в образовавшихся территориях группы. По функциональной принадлежности: дворцы, крепости, храмовые сооружения и некрополи. Это также объекты садово-паркового назначения, такие как парки, сады, бульвары, скверы. Кроме того, к ним могут относится и постройки, имеющие хозяйственное значение, здания с научным или спортивным статусом.
Далее, это исторические поселения, а также части застройки в пределах городской планировки, ландшафты, созданные людьми, природой или их совместные творения. Это могут быть памятные места из ЖЗЛ. Кроме прочего, к ним относят и культурные слои, находящиеся ниже уровня горизонта.
Земля так же может являться объектом КИН, если она была свидетелем и хранит в себе следы жизнедеятельности человека, имеющие ценность для истории и культуры.
Достопримечательные места – это по определению, многих культурных экспертов, произведения интеллектуального и рукотворного характера, соединенные с природным творением.
На основании заключения историко-культурной экспертизы принимается решение соответствующим органом о возможности проведения работ. Если результаты историко-культурной экспертизы вызывают сомнения у заинтересованной стороны, то проводится процедура рецензирования. Эту процедуру проводит независимый эксперт-рецензент, который также, как и эксперт должен иметь стаж не менее 10 лет.
Эксперты обязательно проходят аттестацию и соответствуют всем требованиям:
- имеют высшее (или второе высшее) образование, которое соответствуют профилю экспертной деятельности.
- имеют стаж (не менее 10 лет) действительной работы по профилю экспертной деятельности;
- обладают знаниями международных актов и законодательства России в области использования и сохранения, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- умеют проводить необходимые исследования и оформляют по их результатам требуемые документы
Мы должны оставить нашим потомкам невредимо то ценное историческое наследие, которое досталось нам от предков. Для того, чтобы при собственной деятельности не нарушить облик наших городов и существует историко-культурная экспертиза. Обращайтесь только к опытным и сертифицированным специалистам, которые смогут оказать вам помощь и содействие.